Как составить бизнес-план: типовая структура, содержание и пошаговая инструкция

Многие желают знать, как составить правильно бизнес-план самому, не обращаясь к различным консультантам. Действительно, дело это не самое простое и требует особых знаний. Если вы не являетесь новичком в бизнесе, то знаете о том, какое значение сам по себе несет такой документ.

Дело в том, что при правильном планировании вы можете заранее оценить перспективность вложений, динамику роста аудитории, получения необходимой прибыли и многое другое. Не стоит легкомысленно относиться к данному тезису, думая, что в большинстве случаев все разрешиться само собой в процессе работы.

Конечно, может и все пройдет гладко, но любой кризис или внештатная ситуация выбьет из колеи, придется нести дополнительные расходы. Кроме того, речь может идти об отсутствии стимула к развитию. В материалах-прогнозах вы обязательно указываете несколько сродных целей и только после этого приступаете к их реализации, выбирая определенную систему методов и способов. При отсутствии цели, сама работа будет казаться унылой и не приносить никакого удовольствия, что не менее важно, чем высокие показатели прибыли.

Таким образом, переходим к основному положению проектирующего документа – его содержанию.

Функциональное назначение проекта: содержание плана действий

Пример составления бизнес-плана вы сможете получить только в том случае, если детально проанализируете функции такого материала. Итак:

  • Функция анализа. Конечно, бизнесмену предстоит глубоко проанализировать все положения рынка, степень зависимости от внешних и внутренних факторов, действия и возможности конкурентов. Анализ собственного положения необходим для того чтобы быстро сообразить какой тактики ведения торговли придерживаться и к какой цели стремиться;
  • Описательная функция. С одной стороны выразить в словесной форме все положения будущего предприятия или магазина просто, но на самом деле голову придется поломать долго. Ведь речь идет не только о сфере деятельности и методах достижения промежуточных целей, но и процессе производства, слогане, общей философии для сотрудников, эмблеме, маркетинговых планах и так далее. Одним словом, работы хватит;

  • Функция прогнозирования. Одна из наиболее важных функций. Только бизнесмен, который знает, как происходит составление бизнес-планов, может грамотно оценивать положения и изменения рынка, чтобы прогнозировать их в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также принимать управленческие решения исходя из этого;
  • Формулирование цели. Цель, назначение грамотного бизнес-плана состоит в том, чтобы знать к чему вы идете. Такое положение будет не только материальным, но психологическим позитивным моментом. В зависимости от промежуточной цели можно будет подбирать необходимые методы и средства ведения процессов.

Разработать документ можно самостоятельно, но в данном случае придется применить все имеющиеся у вас навыки, а также изучить массу дополнительных моментов. С одной стороны это положительный момент, ведь вы сможете разбираться во многих процессах и вряд ли попадете в тупик при возникновении сложной ситуации.

Правда, трата времени также может быть негативным фактором, тогда лучше обратиться в профессиональную консультирующую фирму. Специалисты обязательно изучат вашу общую идею, проанализируют имеющиеся активы и предложат пример того, как правильно составить бизнес-план.

Делаем все самостоятельно: расчеты и основные пункты

Начните с оформления собственной позиции. Для начала нужно сосредоточиться на тех средствах и активах, которые вы имеете. В целом, сделать это довольно просто, но указывать нужно только те положения, в которых вы уверены.

Исходя из имеющихся данных, стоит разработать финансовую стратегию. Если средств хватает на все, что задумано, то прекрасно, но если есть пробелы, их обязательно нужно устранить. Решается эта задача в два разных способа. Первый – уменьшение расходов, то есть не все задуманное будет реализовываться сразу. Второй – получение новых активов для распределения.

Как же получить новые средства? Лучшее, что можно предложить в такой ситуации – это поиск инвестора или компаньона. Между вами и компаньонами обязательно нужно заключить юридический договор о сотрудничестве, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных споров, разрешаемых судом. Вот пример составления грамотного бизнес-плана:

  • Мой актив – промышленное помещение в центре;
  • Денежные средства – 30 000 у.е.;
  • Расходы: закупка оборудования – 27 000 у.е;
  • Оплата персонала – 5 000 у.е в месяц;
  • Оформление предприятия – 100 у.е;
  • Маркетинговая компания – 1000 у.е.

Таким образом, несложный анализ ситуации позволяет понять, что средств для реализации проекта не хватает. В данном случае сумма не самая большая, поэтому можно ограничиться временным займом у частного лица или кредитом в банке (другой финансовой организации). Данный пункт обязательно должен быть внесен в раздел «цели», ведь долг придется отдавать и чем раньше это произойдет – тем лучше, как для предприятия, так и для вашего имиджа.

Теперь у вас есть образец порядка составления бизнес-плана, а значит, можете начинать действовать.

Основные разделы: от общего к частному

С точки зрения формальной логики, в случае с новым предприятием лучше идти именно от общих положений, так как вы сможете видеть полноценную картину и работать над ее составными деталями. С другой стороны, возможен и противоположный вариант, но тут вы размышляете над тем, что можно придумать из имеющихся средств и активов.

Далее, состав, структура и содержание бизнес плана кратко по пунктам:

  • Общее описание предприятия. Начинать нужно со сферы деятельности. Например, производство строительных материалов. В общем разделе нужно указать, почему вы решили заняться именно этим родом бизнеса (психологическая мотивация), понять насколько вы профессиональны в этом вопросе и какую пользу рынку принесет такая кампания.

Кроме того, укажите и будущие цели. Стоит обращать внимание не только на промежуточные результаты, но и на общую сверхзадачу, которая обязательно должна присутствовать. Окончанием описательной части должны стать внешние атрибуты будущей фирмы: слоган, эмблема, название и, конечно, философия ведения работы;

  • Услуги и продукция. Стоит указывать не просто конкретные наименования, а постараться проанализировать весь будущий ассортимент, его цены и способ производства. Возможно, также придется просчитывать закупки сырья и анализировать способы продаж будущего продукта. Успешность не всегда определяется разнообразием. Порой достаточно просто применить особый подход в изготовлении или продаже отдельной позиции, чтобы на нее был активный спрос;
  • Анализ рынка и маркетинговые исследования. Здесь предстоит кропотливая работа, которую вряд ли удастся завершить в короткий срок. Дело в том, что исходя из анализа рынка, можно будет продумать будущие цены на продукцию и объемы ее изготовления. Маркетинговые исследования и выработка тактики продаж – также ответственная задача, но ее стоит решить, ведь от грамотного проведения такой кампании зависит общий уровень продаж, а как следствие и доход. Помните, что рекомендации по составлению типовой структуры бизнес-плана вам всегда могут предоставить профессиональные организации.
  • Производственный план. Здесь необходимо применить первоначальное прогнозирование относительно продаж в первом квартале и другом периоде. Затем, когда на руках уже будут конкретные результаты продаж, можно будет оперативно менять показатели в любую сторону и следить за дальнейшей активностью покупателей;
  • Финансовое планирование. Основная часть всего документа. Точные расчеты средств, активов и прочих показателей. Обратите внимание на тот факт, что любая недоработка в этом разделе может привести к серьезным потерям, прежде всего денежных средств.

Вот такие правила и принципы составления бизнес-плана, которых нужно придерживаться.

Приложения: значение инфографики и цифр

При непосредственных работах по анализу и планированию информации, все окончательные данные должны быть подтверждены конкретными материалами. Не стоит думать, что все данные вы сможете запомнить в голове. Если составляем бизнес-план самостоятельно, то обязательно учитываем этот момент.

Как получить инфографику? Для начала соберите все показатели рынка за определенный период, например 5 лет. После этого проведите анализ каждого года, уровень продаж, активность спроса, убытки компаний, количество новых компаний и ушедших с рынка. В конечном счете, вы сможете получить конъюнктуру в виде графика. Таких диаграмм у вас будет несколько и на них стоит опираться при оформлении различных документов или конкретных разделов.

Определение главной цели бизнес-плана – это понимание того оптимального результата, к которому должны привести все заложенные в прогноз действия и сферы. Например, у особо амбициозных компаний с большими возможностями главной целью всегда остается удержание или достижение лидерских позиций на рынке, в то время как организации поменьше в первый год должны выйти на устойчивый рост продаж и частичную самоокупаемость.

Финансовые возможности, конечно должны быть отправным пунктом в определении цели. Если продукт не отличается 100% уникальностью от остальных позиций, представленных на рынке, то надеяться на финальное первое место в отрасли не очень прагматично.

Главной целью составляющих бизнес-плана, является его полное соответствие реальности и возможность следить за тем, как продвигается общий успех производства и продаж. Также такой формат имеет психологическое значение, ведь с его помощью можно вовремя получить дополнительную мотивацию или приложить большие усилия, когда поймете, что что-то идет не так.

Почему может потребоваться помощь профессиональной консалтинговой компании?

Сегодня существует немало предложений консалтинговых компаний по разработке решений для бизнеса. Не стоит исключать возможность обращения к ним. Дело в том, что у бизнесмена не всегда есть время и возможность, а порой знания, для того чтобы собирать результаты опросов, экономических изменений и прочих данных. Именно консалтинговые агенты смогут сделать это за вас. Кроме того, будут грамотно выведено основные цели и задачи, а бизнес-план в целом будет единой профессионально проработанной основой всей деятельности.

Также в услуги таких организаций входит глобальное и отраслевое планирование, полноценная поддержка бизнеса и управление в кризисных ситуаций. Все зависит от того, какое количество опыта у бизнесмена и сможет ли он принимать оправданные прагматичные решения в сложных ситуациях.

Как показывает практика, в большинстве случаев компании серьезно страдают от недостатка высококлассного менеджмента. Обратите особое внимание на этот момент. Возможно, стоит либо подключить полное абонентское обслуживание консалтинговой фирмы, либо самостоятельно познать основы управления.

Теперь вы знаете о том, как все сделать самостоятельно. Не забывайте о последовательности действий и внимательным отношениям к цифрам. Практика показывает, что правильно позиционирование себя на рынке и четкие действия в соответствии с заранее спланированным сценарием дают непревзойденный результат. Так, компании, которые равномерно распределяли свои средства и максимально аккуратно относились к внешним и внутренним рынкам смогли достичь полной окупаемости уже в первые несколько лет своей работы.

Смотрите еще

Готовый бизнес-план ночного клуба с подробными расчетами и финансовой моделью

Открытие ночного клуба становится сегодня одним из популярнейших вариантов начала нового бизнеса. Развлекательное заведение этого …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock detector